expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

суббота, 28 апреля 2012 г.

Как японцы покупают автомобиль


В Японии я прожил в общей сложности восемь лет, и, естественно, у меня был автомобиль. Японский автомобиль. Без машины корреспонденту телевидения не обойтись, уже хотя бы потому, что наша аппаратура весит 100 кг.


Начну с того как машина покупается. Это не просто любопытно, а показывает уровень развития автомобилестроения и пользования его продукцией.
Примерно недели через две после того, как я сменил своего предшественника в Токио в наш корпункт пришел посетитель и назвал себя представителем фирмы «Ниссан».
- Думаю, - сказал он, - вам требуется новая машина.
- Почему вы решили, что мне нужна новая машина? – удивился я.
- Ваш автомобиль стоит внизу на площадке. Ему уже два года. Я узнал, кому он принадлежит, и вот теперь пришел вам сказать: корреспонденту неудобно ездить на такой машине.
За два года корреспондент в Японии обычно наезжает 30 000 километров. Это много, но японцы меняют автомобиль в зависимости не от износа, а от года выпуска – два года это считается нормой.
Каждый год у фирмы появляется промежуточная новая модель, а раз в два или в три года – совершенно новая, я бы сказал кардинально новая. Представитель «Ниссана» предложил мне ознакомиться с красочно изданными проспектами фирмы. Это более 30 моделей, и каждая из них выпускается в 10 – 12 модификациях. Из проспекта можно узнать интересующие вас подробности: скорость, мощность двигателя, цвет, цену и многое другое.
Как же менять машину через два года, - подумал я. – Это дорого, тем более что та машина, которую имел наш корпункт, стоила около трех миллионов иен – достаточно большую сумму. Но дело – то в том, что японские автомобильные фирмы не просто продают, а еще и выкупают у потребителя его старую машину.
Как бы то ни было, меня уговорили.
Я отдал старый автомобиль, доплатил, причем не так много, и купил уже автомобиль уже классом выше. И потом раз в два года мы меняли модели, и четвертая была уже просто шикарная – сидишь как в космическом корабле.
Когда мы договорились о покупке, агент фирмы предложил трафарет для выбора цвета, потом под этот цвет выбрали внутреннюю обивку и чехлы, потом двигатель (предлагались мощностью 90, 105 и 120 л.с.), потом кондиционеры (один или два). Предлагались также стерео, телевизор, телефон, задымленные или обычные стекла, различные колпаки, коробки передач – автоматическая или механическая. Исходя из своей сметы, я смог определить, что мне доступно. Последняя модель, которую я оставил, уезжая из Токио, была «Ниссан Ц3»: шести цилиндровый двигатель с «автопилотом» и массой всяких аксессуаров, которые так приятны автолюбителю.
Что такое «автопилот»? Это очень важная штука в Японии, поскольку страна просто прочерчена скоростными автотрассами, вознесенными над землей, на «быках», с Севера до Токио и из Токио на Юг. На автобанах нет, не перекрестков не светофоров. Это шести – восьми рядные прекрасно с профилированные дороги с виражами чтобы не сбавлять скорость. Однако в этих условиях высокое качество японских автомобилей имеет оборотную сторону. На своем «Ниссане» я развивал максимальную (насколько осмеливался) скорость в 160 км/ч. С такой скоростью в Японии ездить нельзя, но на только что построенном 30 – километровом отрезке еще не было знаков, и я решился. Должен сказать скорости не ощущаешь – автомобиль совершенно герметичен мотора неслышно. Такое впечатление, что тебя прижимает к земле и убаюкивает. Видимо это является одной из причин дорожно транспортных происшествий, и на таких трассах ведено ограничение: 100 км/ч. От Токио до Осаки 500 километров. Все время следить за приборами утомительно. Для этого и существует «автопилот», который помогает держать выбранную скорость.
Контрольные приборы всех узлов автомобиля выведены на панель, а она как в подводной лодке, переливается изумрудными огоньками. Если где – то неисправность, то сразу зеленый цвет меняется на красный. Предположим, я рассчитал, что расстояние в 500 километров должен проехать за 6 или 7 часов. Рядом со спидометром есть окошко для времени, и оно мне все время показывает, укладываюсь я в них или нет. Или я поставил цель потратить на это расстояние 30 литров бензина. На панели есть и калькулятор.
Что еще? Через 10 секунд после начала движения автоматически защелкиваются двери. Открываются они только от водителя нажатием на кнопку. Так же опускаются и поднимаются стекла. Если вы сдаете назад (а в городах так тесно и припарковаться негде) и от бампера до препятствия остается менее 20 сантиметров начинается жужжание -  вас предупреждают. Когда забываешь выключить подфарник, и захлопнешь дверь, автомобиль начинает выть. Если едешь без «автопилота» и скорость переходит отметку 110 км/ч. То включается, какая, не будь мелодия, колокольчики или другие звуки.
В последние годы появился компьютер с монитором. Вся территория Японии переснята на 10 000 карт (предполагается 50 000 карт). Вы намечаете себе путешествие из одного города в другой, а дороги не знаете. В таком случае вводите компьютеру задание, и по мере движения на мониторе меняется карта, где точкой обозначено месторасположения вашего автомобиля.
Если ты копил машину ехать за ней не надо. Ее пригонят уже с номерами, с телефоном и уже застрахованную. Об этом заботится фирма. Страховка бывает разная, в зависимости от взноса. Мы, например, страховались по полному объему – на все, что есть в автомобиле, на всех, кто едет в нем, далее на все машины, деревья, заборы, здания, в которые я могу врезаться, на всех людей которые могут при этом пострадать, и на мою собственную жизнь. Причем она оценивается в 100 млн. иен.
Поскольку я ездил безаварийно все восемь лет, сумма страховки постепенно снижалась до 50%. Первый год на 10% и так далее – это приз страховой фирмы.
Торговец автомобилями сам пригоняет их покупателю, отдает ключи подарок от фирмы – и зажигалку, в мести с ним проверяет комплектацию, дает первый инструктаж. Через 1000 километров или через месяц бесплатная профилактика. К вам приезжают, предварительно созвонившись, забирают автомобиль, делают, что надо  и пригоняют назад. А за тем каждые шесть месяцев техосмотр, а раз в два месяца – ремонт. Думать об этом самому не надо, тебе позвонят. В компьютер занесены ты сам, твой адрес, твой автомобиль.
Полиция очень внимательно следит за техосмотрами и за ремонтом, в прочем, как и за страховкой. В Японии все автомобили застрахованы. Если ты нарушаешь правила движения, и тебя останавливает полиция, то проверяют «права» и страховку. Без нее ездить просто нельзя, и это правильно, потому что освобождает и автомобилистов и полицию от многих неудобств.
Если честно то - я нечего не понимаю в устройстве автомобиля. Но это здесь, по правде говоря, и не нужно. Был со мной такой случай – лопнула покрышка. А я в пиджаке и белой рубашке. Звоню на свою бензоколонку, где заправляюсь. Как правило, все там делают в кредит. В Японии полно этих колонок стенка к стенке стоят. Там они и заправляют и масло меняют. Из машины выходить не надо, а если хотите помыть ее горячей или холодной водой – к вашим услугам зал ожидания, где продают напитки, игрушки и другую мелочь. Так вот звоню: прошу поменять шину, называю место, где стоит машина, оставляю ключи и беру такси. Приезжаю домой и вижу: шину мне заменили, автомобиль помыли, заправили и пригнали.
Японцы, дисциплинированные водители и очень вежливые не, потому что они вежливы вообще, а иначе просто нельзя. Токио задохнется от автомобилей здесь их около 4 миллионов, а площадь улиц составляет 13% к площади города, в то время как в Лондоне – 25% а в Вашингтоне – 36%. Улицы узкие машин много, и если ездить по принципу «кто смелый» или «кто хам», то будут сплошные пробки. Представьте себе, двух полосую дорогу, которая потом сужается до одной. Японцы очень четко, прямо – таки автоматически проезжают через одного. Никто не сигналит, никто не норовит пролезать первым – и от этого все происходит гораздо быстрее. Абсолютно точное выполнение правил дорожного движения вообще характерно для японских водителей.
Полиция здесь помощник. В этом главная задача японского полицейского. Не штрафовать, не уличать, а предупреждать.
В самом начале своей работы здесь, я как – то из – за дождя не увидел знака. В Японии левостороннее движение мне нужно было на право. Смотря – впереди меня автобус туда заворачивает, думаю и мне можно. Дождь хлещет во всю, включил указатель поворота, и вижу, бежит полицейский с угла и кричит: «Нельзя, нельзя!». Он не ждал, пока я поверну, чтобы потом свистнуть и потребовать «права». Он предупреждал.
На дорогах стоят телекамеры: будьте внимательны! Задача – предупредить, а не покарать. И все-таки были у меня нарушения – превышение скорости. Однажды пересек сплошную линию. Остановили. «Права», страховку -  все посмотрели. Тут же выписывают штраф. Платишь только в банк. У полицейского квитанционная книжка. Все длится несколько секунд. Никто не выясняет отношений, некто ни кому ничего не доказывает.
За каждый превышенный километр в городе штраф 1000 иен. Если превысил скорость более чем на 25 километров, у меня был такой случай, ограничение «40», а я ехал «66», - то дело передается в суд. Я был там под судом, и меня приговорили к штрафу, а он большой и к посещению лекций. Кроме того в компьютер закладываются данные о количестве причитающихся мне за нарушение очков. Как набрал 12 очков, так отбирают «права» - там не чего не прокалывают.
Езда в нетрезвом виде карается в уголовном порядке, и очень строго. Дорожно-транспортное происшествие при нетрезвом состоянии с жертвами приравнивается к убийству без отягчающих вину обстоятельств, а это 15 лет заключения.
Дороги в Японии хорошие, причем в деревне лучше даже чем в городе. Так что на этой почве ДТП несравненно меньше чем у нас.
Когда, я первый раз приехал в Японию то сдавал здесь экзамен на право вождения. И вот в моем экзаменационном листе был вопрос и три ответа, один из которых правильный. Вопрос был такой. По вашей вине произошло ДТП с повреждением автомобилей – вашего и другого; ваши действия в этом случае: 1 вызываете полицейского. 2.  Договариваетесь с пострадавшим о возмещении ущерба и вызовете полицию. 3. Возмещаете ущерб не вызывая полицию. Я как человек воспитанный нашей ГАИ, отметил № 1. И получил минус.
Правильный был ответ под № 3.
Все машины застрахованы, поэтому полиции нет смысла встревать в такие дела. Был вот случай. Уже мигал зеленый, я решил что проскачу, а в последний момент передумал и затормозил. Тут меня сзади и ударили. Почему затормозил? Полицейского увидел. А он, знаете ли, наблюдает все это и отворачивается. Я выхожу тот, кто наехал тоже выходит. Кланяется, говорит всякие извинения: виноват, нужно быть, внимательным, вот моя визитная карточка страховая фирма такая – то. И вы разъехались. Почему полицейский отвернулся? Потому что знает: я позвоню в свою Страховую фирму, второй водитель – в свою. Там удивительные специалисты. По характеру повреждений, по нашим описаниям они тут же составляют схему этого происшествия и поделят расходы в зависимости от того, кто был виноват. В данном случае следовавшего позади меня японца заплатила за ремонт и его машины и моей.
Другое дело если возник конфликт: ни я, ни второй водитель не признаем вины. Вот тогда полицейский подойдет. Только в случае конфликта! Но если произошла авария с несчастным случаем, полиция вмешается тут же. Здесь уже другая процедура. Страховая фирма оплачивает лечение пострадавшего, его временную не трудоспособность, при этом ни чего не надо доказывать. Представитель фирмы поедет в больницу, возьмет выписку, и все издержки – лечение в Японии платное – будут возмещены. Но это еще не все. Фирма берет на себя процедуру, которая называется здесь «мировая». Что это значит? Потерпевший оценивает свой ущерб в определенную сумму. Страховая фирма может считать ее правомерной (что как правило) или не правомерной и в первом случае тоже выплачивает ее.
В такой ситуации оказался наш оператор, сбивший мотоциклиста. Он сам поехал в больницу с цветами (так принято) и корзиной фруктов.  Был составлен документ соглашение о примирении, который подписали обе стороны и обе страховые фирмы. Только после этого мы пошли в полицию, предъявили документ, и все это ограничилось разбирательством в судьи без присутствия пострадавших. Штраф оператору пришлось заплатить, пришлось послушать лекции, но мы, таким образом, избежали судебного разбирательства. Без документа о примирении будет суд со всеми вытекающими последствиями. Вот что такое страховая фирма.
Автомобиль в Японии в полном смысле не роскошь, а средства передвижения, 25 миллионов семей и 32 миллиона автомобилей в пользовании. Это не значит, что каждая семья имеет машину, но есть семьи, у которых о три. Самое дорогостоящее в Японии – это жилье, автомобиль же не относится к очень дорогим предметам обихода.
Я уже говорил о выкупаемых фирмами автомобилях. Моя была всегда в порядке, Я ездил аккуратно. За ту, что стоила 4 миллиона иен, я доплатил всего 800 тысяч. Значит старую, я сдал за 3200 тысяч иен. Фирма ее подновляет и продает, но уже не за 3 миллиона, а немного дешевле. Очень трудно реализовать машину двух трех летней давности, а десяти летней я мог бы купить за полмесяца командировочных – настолько они дешевые. Выгодно ли это фирмам? Выгодно. Себестоимость производства автомобилей и продажные цены на них так же, что выгодно освобождать рынок от старых машин. Их вывозят и в Африку и в другие страны и там продают.
Меня иногда спрашивали о себестоимости и прибылях японских автомобильных фирм. Эти данные охраняются тщательней, чем атомные военные секреты. Но если японцы выкупают 11 миллионов автомобилей в год, то, наверно, это прибыльное дело. Теперь считается выгодным собирать свои автомобили за рубежом. И «Хонда», например, уже делает это негде – ни будь, а в США, Оплата труда в Японии выше, чем в Штатах, А главный расход в производстве автомобилей – зарплата.
Японские автомобильные заводы – это фактически только сборка, металлургический цех, штамповка кузовов, а вся начинка автомобиля делается смежниками. У фирмы «Тайота» их 2500. Комплектующих деталей для конвейера всегда только на два часа работы. Поэтому смежник, поставляющий, скажем, дверные ручки, делает это с точностью плюс – минус два часа. Ни в «Тайоте», ни в «Ниссане» нет складских помещений, нет складов автомобильной продукции, а значит и складских рабочих. Только за счет этого на себестоимости каждого автомобиля экономят в среднем 93 доллара.
На сам автомобиль, а его содержание довольно дорогое удовольствие. Дорогой бензин дорогое масло. Здесь все рассчитано и все продумано. Скоростные автотрассы все платные, да и некоторые другие дороги тоже. Проехать от Токио до Осаки одному стоит столько же, сколько билет в мягком вагоне. Мы ездили на автомобиле вдвоем с оператором – это уже экономия.
Я не сказал еще о мотоциклах. Здесь они пользуются популярностью, особенно в сельской местности. Молодежь их любит. Япония выпускает восемь миллионов мотоциклов в год. Были тут и рокеры, но теперь уже о них забыли. В свое время они наделали много шума. По 30 – 40 мотоциклов ездили со знаменами, в касках с музыкальными сигналами. Были столкновения с полицией, поджигали полицейские будки. Тут же был принят закон, запрещающий езду больше чем по двое. Как появились трое – полиция имеет право остановить, арестовать, отобрать мотоцикл и передать дело в суд. Но одними запретительными мерами не ограничились. К решению проблемы подключились японские фирмы «Хонда», потом «Кавасаки» и «Судзуки». Дело в том, что каждый мотоцикл, который сходит с конвейера, здесь обкатывают. Испытатель мотоцикла – престижная профессия, и фирмы стали брать этих ребят к себе на работу – быстро все рассосалось. Так решили проблему.
Особо надо сказать об экзаменах на получение водительских прав. Свои я забыл в Москве, и мне пришлось быть в роли экзаменуемого. Дают 10 вопросов по устройству автомобиля и 20 – по правилам, и конечно, практическая езда. Перед этим экзаменом можно потренироваться прямо на улицах. Очень много в Токио, да и в других городах учебных трасс. Можно взять инструктора. Все это конечно стоит денег. Повторной сдачи экзаменов практически нет, но процесс обучения длится долго. Если в школе, то от восьми месяцев до года и даже больше. Наезжают около 50 часов. Учатся, пока не научатся. Школы частные и несут ответственность за подготовку. Если их ученик совершил ДТП по неумению, полиция вправе предъявить им претензии.
В Японии очень авторитетна автомобильная ассоциация. Расскажу, как я стал ее членом. Однажды оставил ключ в замке зажигания и захлопнул дверцу. Открыть можно, но я не знаю как. Звоню на станцию скорой технической помощи. Через 15 минут приезжают через 10 секунд открывают машину – и будьте добры 3000 иен, лучше внесу в автомобильную ассоциацию вступительный взнос 3000 иен за год, и буду, и буду пользоваться технической помощью бесплатно. Так и сделал. Случилось что – т в пути на международном шоссе (а телефоны там не через километры, а через сотни метров), звоню, и автоматически этот телефон соединяет с полицией или ассоциацией. Тут же приезжает бесплатная местная скорая техпомощь.
На шоссе между городами через каждые 50 километров стоянки с ресторанами, барами, магазинами, но спиртных напитков, даже пива нет. И конечно бензоколонки работают круглосуточно.
Думаю многие, меня поймут, если я скажу, что по возвращению домой решил не приобретать автомобиль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий