У зеркала богатая, насыщенная событиями история: с ним хоронили знать и шли в военные походы, с его помощью ублажали богов и топили корабли.
Лет сто назад в одной из египетских гробниц археологи нашли небольшой металлический диск, покрытый толстым слоем ржавчины. Диск был укреплен на голове статуэтки, изображающей молодую женщину. Археологи долго спорили, для чего предназначался этот предмет. Одни утверждали, что такой диск мог служить вместо опахала. Другие говорили, что это просто-напросто украшение. А некоторые считали, что это сковородка: на ней египтянки пекли сладкие хлебцы вроде нашего печенья. Таинственный диск отправили в лабораторию. Здесь химики отмыли его от многовековой пыли, исследовали, и, оказалось, что загадочный предмет служил зеркалом.
Знак жизни
Это сейчас мы уже привыкли к стеклянным зеркалам. А вот нашим прародителям приходилось любоваться своим отражением в изделии из бронзы. Такое зеркало давало очень тусклое и неясное изображение. От сырости оно быстро темнело, и тогда уже ничего нельзя было в нем рассмотреть. Поэтому в древности пробовали делать и другие зеркала - серебряные. Изображение в таком зеркале было куда более ясным и отчетливым, но серебро от времени тоже тускнеет. К тому же серебряное зеркало стоило, конечно, очень дорого. Делали и стальные зеркала (на Руси их называли "булатными"), но они быстро покрывались красноватой пленкой ржавчины.
Одни из первых зеркалами начали пользоваться древние египтяне. Они считали, что зеркало - это живое изображение человека, точнее - его лица. Чуть позже это обозначение получает дополнение - предмет "для разглядывания лица". Овальные зеркала Древнего Египта обычно вправлялись а папирусообразную рукоятку. При этом их внешний вид напоминал знак жизни анх (+). Тесно связанный с символами солнца и неба, с узлом Исиды и кольцом фараона, этот знак являлся обязательным атрибутом египетских богов и тех, кому они даровали бессмертие. Также анх был символом бытия, вечной жизни, поэтому зеркала археологи нередко встречали в гробницах фараонов.
У древних греков зеркало считалось атрибутом богини любви, а ручку его часто выполняли в форме грациозной женской фигуры. Кроме того, именно в Греции в V веке до н.э. было изобретено первое складное зеркало. Крышка, защищающая наполированную зеркальную поверхность изделия, была украшена всевозможными сюжетами мифов. Однако зеркала у греков предназначались не только для "разглядывания лиц". Так, на фреске из Помпей (около 70 года н.э., Неаполь, Национальный музей) Гефест показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла. Мы видим сидящую Фемиду и ее отражение на зеркальной поверхности щита. Текст "Илиады" говорит, что на поверхности этого щита можно было увидеть картину мира, его прошлое-настоящее-будущее.
А одна древняя легенда рассказывает, будто знаменитый греческий ученый Архимед с помощью солнечных лучей, отраженных от вогнутого зеркала, сжег римский флот, напавший на город Сиракузы. Эта легенда, конечно, неправдоподобна. Чтобы собрать так много солнечного тепла и переслать его на такое большое расстояние, нужно было громадное вогнутое зеркало. Таких зеркал не умели делать в древней Греции.
В него смотрела богиня Аматэрасу
Отдельно стоит рассказать о японских зеркалах. Их в магазинах Японии вы не найдете. Как и тысячелетия назад, в этом мире новейших технологий полагают, что в зеркале остается душа хозяина, поэтому зеркала не продают - новый владелец может навредить душе. Не покупают по той же самой причине - старый хозяин тоже может навести порчу. Не дадут сегодня в Японии и больному посмотреть в зеркало - из-за опасения, что тот умрет.
Подавляющее большинство древних бронзовых зеркал японские археологи находят в захоронениях. Это связано с верой в то, что зеркало, во-первых, есть вход в иной мир, и, во-вторых, способно освещать путь в этом царстве. Надписи на этих зеркалах представляют собой, как правило, род заклинаний, многие из которых прославляют Солнце, поскольку зеркало имеет его модель.
Особую роль зеркало играет в японской синтоистской традиции, называющей его атрибутом богини солнца Аматэрасу. Зеркало принадлежит, наряду с жемчужинами и мечом, к числу священных сокровищ государства; оно носит название Ятано-кагами и хранится от взглядов "простых смертных" в святилище Исе. Это зеркало изготовлено из бронзы, имеет 25 см в диаметре и обладает формой восьмилепесткового цветка лотоса. Вследствие никогда не пересматриваемой традиции на нем присутствует надпись, напоминающая еврейское откровение Божье: "Я есть тот, кто Я есть". И сегодня во время церемонии восшествия на престол оно передается в руки новому императору.
Имение за одно зеркальце!
Вплоть до 1240 года люди ловили свое отражение в бронзовых и серебряных зеркалах. И только после того, как был изобретен способ выдувки сосудов из стекла, появился совершенно новый тип зеркал - стеклянных вогнутых. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово, а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.
Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали смачивать плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу.
Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных венецианских зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими).
Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!
Но, несмотря на столь высокую цену, многие знатные люди были готовы расстаться с целым состоянием, лишь бы обладать отражающей вещицей. Так, например, во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, чтобы приобрести зеркальную. В конце XVI века поддалась моде и французская королева Мария Медичи. Она решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре.
Зеркальные приметы
- Никому нельзя давать смотреться в свое зеркальце, даже самой близкой подруге, как и нельзя одновременно двоим смотреть в одно зеркальце: в лучшем случае это приведет к ссоре.
- Разбить зеркало - 7 лет несчастья терпеть. Чтобы этого избежать, следует бросить осколки в реку или ручей, иными словами, в проточную воду. Только не берите их руками, а осторожно соберите, например, с помощью листа бумаги.
- Нельзя смотреться в разбитое зеркало или в его осколок - при этом происходит утечка энергетики, жизнь может "расколоться".
- До года не показывают ребенку зеркало - будет пугливым или поздно заговорит. Если малыш уже говорит -может стать заикой или же у него возникнут проблемы с прорезыванием и ростом зубов.
- Если, выйдя из дома, вам необходимо вернуться, то перед повторным уходом следует обязательно взглянуть в зеркало, а то "пути не будет". Таким образом отвлекают нечистую силу.
- Если в доме кто-нибудь умер, то обязательно завешиваются все зеркала, чтобы душа умершего не смогла в них отразиться, напугав живых, или же, продублировав-шись, привести еще к одной смерти в семье или среди близких и друзей.
- Если, по вашему мнению, кто-то плохо думает о вас, затевает что-нибудь злое, постарайтесь одновременно с этим человеком посмотреться в зеркало - лицо врага должно исказиться.
- Нельзя долго смотреть через зеркало в собственные глаза - к преждевременному старению.
- Даже форма зеркала влияет на человека. Выбирайте то, которое вам наиболее по душе. В косметичке же лучше носить круглое зеркальце.
Галерея для Короля-Солнца
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В XV веке центром стеклопроизводства становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее.
В начале XVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию. Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей.
Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.
Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длиной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, что-бы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "Король-Солнце"?
"Заморские грехи" Руси
На Руси первые упоминания зеркал ученые встречают в древнерусских письменных источниках XI века. Там зеркало всегда выступает образцом чистоты и невинности. В дальнейшем же зеркала изредка попадаются в литературных памятниках ХII-ХIV веков. И это не удивительно - в средних веках отношение русских людей к отражающим вещицам кардинально поменялось. Вплоть до XVII века зеркало на Руси считалось заморским грехом. Особам духовного звания запрещалось иметь его дома. Ввозились только женские зеркальца маленького размера. Как писал историк Забелин, тогда в России зеркала "составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах". Да и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах.
Нетрудно представить, с каким любопытством, страхом и ужасом в то время гадали ночью девушки, расставив свечи и зеркальца.
Полноценная жизнь российского зеркала начинается со времен Петра I. При нем в Москве на Воробьевых горах возвели "амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпича белой глины", где делали зеркала. Со временем производство зеркал стало относительно недорогим предприятием, и этот элемент интерьера появился в каждом доме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий