expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

вторник, 3 ноября 2015 г.

Стоит ли верить в существование кармы

Стоит ли верить в существование кармы?
Есть такие люди: они верят в существование кармы – архива жизни, в котором ведётся учёт добрых и злых дел. А на основании этого учёта складывается будущая жизнь. И если человек плохо себя вёл в одной жизни, то в другой он может поплатиться за это.
Такую интересную концепцию в индуизме можно было посчитать вполне возможной, если бы не отношение самих людей к этой концепции. Дело в том, что когда народу поведали о таком «кармическом» положении вещей в мире, то они подумали: «Если я буду хорошо себя вести, то в будущей жизни меня ожидают какие-то бонусы».
Такой ход мыслей можно назвать несправедливым. Ведь понятия о зле и добре являются субъективными – то есть, понимаются всеми по-разному. И если в той же самой Индии было нормой осуществлять жертвоприношения, то после убийства бедной зверушки обыватель не думал о том, что совершил что-то плохое.
Поэтому если человек желает как-то там безгрешно жить, то следует для начала надо знать, что конкретно можно отнести к безгрешности. Но по правде говоря, если у человека имеется желание по-доброму жить, чтобы в будущей жизни не страдать (или, к примеру, чтобы попасть в рай после смерти), то это не означает, что человек сможет жить добродетельным образом.
Дело в том, что для этого надо обладать свободой выбора. Словосочетание «свобода выбора» кажется многим чем-то очевидным. Мол, «я сам строю свою судьбу». Странно только, что если существует много таких «строителей судьбы», то почему тогда существуют несчастья, горести, страдания, беды и конфликты.
Предыдущие слова намекали на то, что свободу выбора можно считать иллюзией. Ведь человек в действительности сам (конкретно сам) ничего не делает – его всегда кто-то толкает. Этого «кто-то» можно называть по-разному: бог, судьба, жизнь, природа – выбирайте понравившийся вариант.
Если абзац выше показался читателю неправильным, можно провести следующий эксперимент: задержать дыхание и крутить в уме мысль «Я обладаю свободой выбора». Когда появится желание вдохнуть воздух, можно, наряду с обозначенной выше мыслью, поразмышлять о том, откуда взялось побуждение к вдоху.
Как бы сильно ни старался человек не дышать, в конце концов, он сделает вдох. Появляется риторический вопрос: куда запропастилась та самая свобода выбора, в которую многие верят? Ведь если человек может выбрать: дышать или не дышать, продолжая каждую секунду получать кислород, разве это свобода выбора?
Такая же ситуация обстоит и со всеми остальными частностями жизни человечества. В людях под влиянием каких-то событий возникают реакции, которые впоследствии выливаются в какие-то дела. И не важно – плохие это дела или хорошие: если они «запущены» не человеком, но сделаны им, то они являются собственностью того, кто их «запустил». Равно как создателем, к примеру, дел робота является тот, кто его создал, а не сам робот.
А если учесть, что люди являются теми же роботами (только биологическими), то получается следующее: действия любого человека не могут быть хорошими или плохими, так как побуждение к каждому действию создаётся «глобальным программистом», которого многие люди как раз и называют богом.
Если плохие или хорошие люди отсутствуют, то выходит, что грешников наряду с добряками не существует. Ведь те побуждения, которые возникают что в убийце, что в святом – они появляются не вследствие прихоти человека, а под влиянием реальности или личных предпочтений (а личные предпочтения формирует, опять-таки, реальность).
Получается, что концепция наличия кармы либо неправильно понята людьми, либо является неправдой. Потому что мы уже выяснили следующее: на любые действия человека толкает реальность. И даже если человек думает, что сам создаёт свою реальность, то даже такая мысль возникает не по его желанию, а сама по себе.
Если же человек решит самостоятельно думать о чём-то, чтобы доказать свободу мысли, то даже такие мысли будут следствием не воли человека, а деятельности природы. Ведь для того, чтобы долго прокручивать в голове какую-то одну мысль, нужно желание. А желание – это то, что создать в себе не получится.
Кто-то хочет покончить жизнь самоубийством, а кто-то хочет заниматься сборкой игрушечных самолётов. И если два этих человека решат «поменяться хотениями», то у них ничего не получится.
Но так как рассматриваем в этой статье мы концепцию наличия кармы, то стоит напомнить следующее:
Если вы хотите подкорректировать свою жизнь, чтобы иметь хорошую карму и в будущей жизни не страдать, то этому хотению не суждено сбыться. А может быть, и суждено. Это неизвестно. Ведь кто-то может быть добрым, кто-то – злым, а кто-то будет «ни рыба, ни мясо». Только все эти «кто-то» ничего не делают для того, чтобы быть теми, кто они есть. Да, сами действия есть. Но желания, являющиеся началом поступков, появляются в человеке не по его прихоти. Поэтому не стоит надеяться на то, что можно стать обладателем чистейшей кармы. Ведь иначе бы каждый человек был безмерно добрым существом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий