Конечно же, прежде всего расчёски, гребни и гребешки нужны были нашим предкам для расчёсывания волос. Но для древних славян гребень был не только предметом гигиены. Например, он воспринимался в качестве женского и эротического символа, а также был атрибутом русалок, богинок и т.д. И даже больше: относился к предметам-апотропеям, то есть магическим и, в частности, обережным.
Он соотносился с магией волос, будто бы обладал силой предотвратить колдовство, сглаз и порчу. Однако при этом считалось, что гребень может не только защитить, но и навредить, передавая злые намерения от ведьмы к жертве. Отголоски подобного отношения можно прочитать в сказках. Так, «колдунья воткнула гребень в голову Финисту Ясному Соколу, и он уснул мертвым сном»…Но изначально символика пластинки с зубьями была связана с лучами солнца и струями дождя. Правда, некоторые авторы (в частности, Шнайдер) добавляют к этому связь с символикой лодки, но это слишком сложный вопрос для того, чтобы однозначно принять подобную точку зрения. Именно в силу не исключительно бытового, а магического и обережного предназначения гребень использовался в большом количестве обрядовых действ, которые сопровождали как торжественные, знаковые моменты, так и повседневную жизнь наших предков. Каких же именно? [more]Родины и крестиныЗдесь учитывался аспект женского символа. Новорожденным девочкам пуповину перерезали через гребень. Предполагалось, что в этом случае она в будущем станет хорошей пряхой, что весьма ценно для крестьянского быта. На крестинах бабка передавала малышку куме через гребень, а не через порог, как это было полагалось делать с мальчиками, а кумовья, выходя из дома, должны были наступить правой ногой на гребень. Девичьи гаданьяКрасны девицы, ложась спать, клали гребень под подушку со словами «суженый, ряженый, приходи голову чесать» и ожидали увидеть его во сне. А если страдали от неразделенной любви или пребывали в разлуке с возлюбленным, то причитали: «Волос-волосок, гребень-гребешок, милому внушите мою любовь. День за день, ночь за ночь, пусть меня вспоминает и по мне скучает, а вскоре вновь привечает».СвадьбаПодружки невесты, распустив ее косы, расчесывали гребнем волосы. Это означало их прощание с ней в девичестве, ведь в замужестве ее волосы будут спрятаны под головным убором. На свадьбе бросали гребень через порог для защиты новобрачных от нечистой силы. Невесте дарили на счастье гребень с семью зубьями и изображением двух коньков (но не везде, поскольку в некоторых местах, например, на Псковщине, в древние времена замужних женщин обривали наголо). Но если недобрый человек хотел воспрепятствовать семейному счастью, то делал «свадебную отсушку»: тайком ставил два чесальных гребня по обе стороны дороги, а когда по ней проходили молодые, соединял. Это считалось верным средством для того, чтобы муж и жена либо всю жизнь ссорились, либо расстались. ПохороныВ некоторых регионах гребень ставили над умершим и зажигали на нем свечи, чтобы защитить дом в случае, если он станет упырем. Обряжая покойника, его расчесывали, и гребень, использованный для этого, подлежал удалению из «живого» пространства. В разных местностях использовались свои способы. Его могли положить в гроб вместе с остриженными волосами, предварительно отломив столько зубьев, сколько жильцов остается в доме. Эти зубья помещали либо в загон для скота, либо клали на ветку яблони. Другой способ был направлен на то, «чтобы смерть поскорее уплыла», а потому гребень кидали в реку. В иных местах его, переломив, сжигали или поручали тем, кто обмывал умершего, выбросить в такое место, где никто не ходит и т.д. ЗажиточностьГребень клали в мешок с посевным материалом или помешивали им семена перед посевом, чтобы урожай был «частым», как его зубья; вычесанную у овец шерсть бросали в овечий загон, чтобы шерсть к стрижке была гуще. Защита от волковОдин из ритуалов был аналогичен «свадебной отсушке»: скот прогоняли между двумя гребнями, а потом их соединяли и вывешивали над входом в хлев. Другой способ заключался в том, что под Сочельник два гребня соединялись зубьями («запирая пасть волку») и до Крещения женщины не должны были к ним прикасаться. Два гребня соединяли и в том случае, если скот терялся. ЦелительствоЖенским гребнем расчесывали волосы заболевшему человеку или домашнему животному (например, корове) и забрасывали его на грушу либо яблоню (на 1 – 2 недели), потом доставали, расчесывали вновь больного и мыли. При этом предпочтителен был гребень с семью зубьями. На Святки гребень выносили из дома, это считалось защитой хозяина и домочадцев от змей, а скот – от болезней. Защита от колдовстваДля опознания ведьмы тоже делали «отсушку» с двумя гребнями. Если подозреваемая действительно была колдуньей, она просто не могла явиться с просьбой разъединить, потому что в соединенном положении они причиняли ей невыносимую боль. А при опасении преследования путники бросали гребень позади себя. Во скольких сказках так поступали герои, а чаще – героини, и за ними вырастал непроходимый лес! А знаете, почему? Гребень, олицетворявший лес, был символом опасности (лес ведь считался опасным местом). Брошенный назад, он оставлял эту опасность позади. Правила обращенияНам сейчас может показаться забавным, но в старину в народе вновь купленным гребнем сначала расчесывали собаку (позднее – кота) или… свинью. Предполагалось, что после этого зубья дольше не поломаются, так как «скинется зло». Кроме того, гребень ни в коем случае нельзя было держать на виду и даже при пользовании класть на стол, на окно, квашню или кадку (а то «ангел не сядет»). Сразу после причесывания его нужно было положить в укромное место. Вот ведь как!
Комментариев нет:
Отправить комментарий