Люди в древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красное, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является символом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорили «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.
Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и плотскими желаниями.
Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Интересно, что у многих племен Африки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови». Предводитель английских крестьян Уот Тайлер был известным под прозвищем «Красный всадник».
Красному цвету также приписывались целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. От не чистой силы и другого глаза помогают красные нити, пасхальные яйца, ткани, кораллы, цветы и растения. Китайцы привязывали что – не будь красное детям к кисти руки, приучая их смотреть на этот цвет как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, что бы они ни болели и некто не сглазил.
Красное обозначает так же власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. Подчеркнутое внимание к пурпурной краске, которую добывали из особых сортов морских раковин, объясняется тем, что пурпур соединяет в себе две несоединимые по природе части спектра – синею и красную, причем синее ассоциируется в случае с вечным, небесным, а красное – с земным.
У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару. В культурах Азии юг обычно связывается с красным цветом, север – с черным, запад – с белым, а восток – с желтым или синим.
Символическое значение красного цвета переносится на растения, имеющие красные цветы или плоды, особенно на розу, гвоздику, рябину и калину. В славянском фольклоре является знаком красоты и девственности.
Белый
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, неоскверненность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом и небесными светилами, а также с производящей силу, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном.
В Древнем Риме весталки носили белые платья с пурпурной оторочкой и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значении отрешенности от мирского, устремление к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Византийские писатели говорили о белизне истины. У некоторых народов белую одежду цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
В латинском языке «белые люди» - это честные люди, в венгерском «белый народ» - женщины. На Руси «белый» обозначало, между прочим, вольный, независимый, благородный, праведный: «белая Русь», «белый Царь», «белые крестьяне» - свободные от всех податей, «белая земля» - церковная земля, «белый свет», по В. И. Далю, «вольный свет, открытый мир, свобода на все четыре стороны». Этот цвет противостоит загробному миру, царству тьмы, как белый день черной ночи. Во время первого сева надевали белую чистую рубашку, клали в семена освященное на Пасху яйцо или его скорлупу, чтобы зерно было такое же белое и чистое.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета, да и вообще весь материальный мир и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и, в конечном счете – со смертью. Славяне одевали своих мертвецов в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого – не будь из близких. В Китае и некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.
В белой одеже являлись людям призраки и приведения «Белым человеком называли на Брянщине домового, на Смоленщине его представляли как мужика с белой бородой, в белом саване и с белым посохом. Поляки называют смерть «белая» причем «жениться на Белой» означает умереть.
Черный
Черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель всего, что движется и дышит. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытого, тайного, и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь – со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности.
В древней Мексике при ритуальном жертвовании человека лицо и руки жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. Вспомним черного человека, являющегося Моцарту, черную руку детских странных историй и т. п. Нагнетание этого цвета характерно для магических текстов, например, в латышском заговоре говориться: «Черный мужик с бабой едут по дороге, глаза позади. У черного мужика черные лапти на ногах, черные чулки, черная сорочка, черные штаны, черная куртка, черный конь, черное седло, черная узда, черный батог…»
По предположению английского этнолога В. Тэрнера, Черный цвет, часто обозначающий смерть, обморок, сон или тьму, связывается с бессознательным состоянием, с опытом помрачения, затемнения сознания. Во многих обществах белое и красное символизирует жизнь; когда они соединяются в ритуалах, белое ассоциируется с мужественностью или миром, а красное – с женственностью или войной, но оба цвета означают сознательную деятельность и противоположны черному, олицетворяющему недеятельное, бессознательное состояние.
Существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У африканского племени идембу женщины с очень черной кожей очень высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстное желание. У арабов выражение «черного глаза» означает возлюбленную, «черного сердца» - любовь.
Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное. У тюркских народов слово «кара» - «черный» обозначало север, темное небо которого с яркой полярной звездой служило основой для ориентации в ночи и этим же словом обозначали все главное, большое. Поэтому «кара» служило и титулом человека – «черный», т.с. великий, могучий.
Интересно, что черный цвет мужской одежды на первых порах воспринимался отнюдь не как нейтральный. Французский писатель Альфред де Мюссе писал: «Несомненно, одно, что во всех салонах Парижа – неслыханная вещь! – мужчины и женщины разделились на две группы и – одни в белом как невесты, а другие в черном как сироты, - смотрели друг на друга испытующим взглядом. Не следует заблуждаться: черный костюм, который в наше время носят мужчины, это страшный символ» (роман «Исповедь сына века». 1836 г.)
Желтый
Желтый цвет производит на зрителя теплое и приятное впечатление. Желтая поверхность как бы испускает из себя свет и почти осязаемо приближается к зрителю. С другой стороны желтый беспокоит, возбуждает воображения и, в конечном счете, действует подавляюще на психику. Особенно не приятное впечатление производит грязно – желтая поверхность. Как отмечал И. В. Гете, незначительное и не заметное смешение заменяет прекрасное впечатление на гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается цветом позора, отвращения и неудовлетворения («Очерк учения о цвете»).
Желтый цвет золота, которое в старину принималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но так, же цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Не редко желтый свет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.
С другой стороны у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. Согласно тестам народным заговоров, болезни уносятся желтым человеком, желтой собакой или желтым петухом. В Европе желтый или желто – черный флаг обозначал карантин, а желтый крест – чуму. У нас желтый считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называли буквально «желтый глаз», Вспомним так же «желтую прессу» и «желтый дом».
Синий
Синий – это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое – то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает о тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.
У многих народов синий цвет символизировал небо и вечность. В христианской культуре он ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. Для романтиков синий – цвет мечты и тоски по земному идеалу. Синий может также символизировать добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорят о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим»
Кроме того синий цвет близок черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «Синей бороде»). У славянских народов синий служил символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные памятники описывают черных и синих бесов. По белорусским поверьям леший показывался людям в образе старика с белым, как береста, никогда не загорающим лицом и непомерно большими, неподвижными тусклыми глазами свинцово синего цвета. У белорусских русалок ласковые голубые глаза, но если поймать русалку они становятся стекловидными и неподвижными, как у мертвых. У чероков (племя североамериканских индейцев) белое обозначает мир, счастье и юг, красное – успех, торжество, восток, черное – смерть и запад, синее – поражение, тревогу, север.
Зеленый
Зеленый цвет травы и листьев. У многих народов символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (неслучайно тоску называют «зеленой», а сам человек от злости «зеленеет»).
У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище – «зеленый дом». В Германии в прошлом употребляли при гадании карты.. каждая масть, у которых, имела иной цвет и соответственное символическое значение, причем зеленая масть означала печаль, горе, досаду, красная – любовь, обручение, свадьбу и т. д. В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий